Нижний Новгород | vlasov1973@gmail.com | +7 999 07 999 29

6-ой год обучения


Учебная программа 6-го года обучения — 74 часа:


Раздел I. Теория Стейница (введение) - 3 часа, в т.ч.

  • Роль Стейница в истории шахмат. Мотивы формирования позиционного учения — 1 час

  • Основные принципы теории Стейница. 9 признаков позиционного преимущества (обзор) — 2 часа

Раздел II. 1 признак – Перевес в развитии - 3 часа, в т.ч.

  • Перевес в развитии — 1 час

  • Перевес в развитии черным цветом — 1 час

  • Перевес в развитии. Тренировочные упражнения) — 1 часа

Раздел III. 2 признак – Большая подвижность - 35 часов, в т.ч.

  • Большая подвижность. Плохие и хорошие слоны — 1 час

  • Большая подвижность. Плохие и хорошие слоны — 1 час

  • Плохие и хорошие слоны. Когда проблема рождается в дебюте — 1 час

  • Разница между дальностреляющим, эффективным слоном и конем (обычным или плохим) — 1 час

  • Разница между дальностреляющим, эффективным слоном и конем (обычным или плохим) — 1 час

  • Наглядные примеры с превосходством слона в миттельшпиле и в эндшпиле — 1 час

  • Разница в подвижности и эффективности разноцветных слонов — 1 час

  • Разница в подвижности и эффективности разноцветных слонов — 1 час

  • Превосходство высокоэффективного коня над обычным или плохим слоном — 1 час

  • Превосходство высокоэффективного коня над обычным или плохим слоном — 1 час

  • Превосходство высокоэффективного коня над обычным или плохим слоном — 1 час

  • Наигрывание высокоэффективного коня — 1 час

  • Наигрывание высокоэффективного коня — 1 час

  • Наигрывание высокоэффективного коня — 1 час

  • Конь – блокер. Шахматная блокада — 1 час

  • Конь – блокер. Шахматная блокада — 1 час

  • Откровенно неудачная. Выключенная из игры фигура — 1 час

  • Откровенно неудачная. Выключенная из игры фигура — 1 час

  • Использование открытых или полуоткрытых линий — 1 час

  • Использование открытых или полуоткрытых линий — 1 час

  • Использование открытых или полуоткрытых линий — 1 час

  • Использование открытых или полуоткрытых линий — 1 час

  • Открытые и полуоткрытые линии вблизи короля соперника — 1 час

  • Открытые и полуоткрытые линии вблизи короля соперника — 1 час

  • Борьба за открытую линию. Метод 1 — 1 час

  • Борьба за открытую линию. Метод 2 — 1 час

  • Борьба за открытую линию. Метод 3 — 1 час

  • Борьба за открытую линию. Метод 4 — 1 час

  • Борьба за открытую линию. Метод 5 — 1 час

  • Открытая линия. Примеры очень эффектного использования — 1 час

  • Наличие форпостов на открытой или полуоткрытой линии — 1 час

  • Наличие форпостов на открытой или полуоткрытой линии — 1 час

  • Наличие форпостов на открытой или полуоткрытой линии — 1 час

  • Плохой ферзь — 1 час

  • Плохой ферзь — 1 час

Раздел IV. 3 признак – захват центра - 8 часов, в т.ч.

  • Сила центральных пешек при фигурной поддержке — 1 час

  • Сила центральных пешек при фигурной поддержке — 1 час

  • Сила центральных пешек при фигурной поддержке — 1 час

  • Рыхлый центр. Подрыв центра пешками — 1 час

  • Рыхлый центр. Подрыв центра пешками — 1 час

  • Сила централизованных фигур — 1 час

  • Влияние положения в центре на успех фланговых операций — 1 час

  • Влияние положения в центре на успех фланговых операций — 1 час

Раздел V. 4 признак – ослабленное положение короля - 4 часа, в т.ч.

  • Король лишен рокировки и остался в центре — 1 час

  • Король лишен рокировки и остался в центре — 1 час

  • Существенное ослабление пешечного прикрытия — 1 час

  • Фигур защищающих рокировку меньше, чем атакующих — 1 час

Раздел VI. 5 признак – слабые поля у противника - 3 часа, в т.ч.

  • Слабые поля. Разбираемся в понятиях — 1 час

  • Слабые поля. Практические примеры использования — 1 час

  • Комплекс слабых полей или слабая переферия — 1 час

Раздел VII. 6 признак – лучшее расположение пешек - 4 часа, в т.ч.

  • Пешечные островки, изолированные пешки — 1 час

  • Сдвоенные и строенные пешки — 1 час

  • Случаи компенсации за разорванную пешечную структуру — 1 час

  • Целевая игра на создание пешечных дефектов у соперника — 1 час

Раздел VIII. 7 признак – пешечный перевес на ферзевом фланге - 3 часа, в т.ч.

  • Пешечный перевес на ферзевом фланге — 1 час

  • Пешечный перевес на ферзевом фланге — 1 час

  • А что делать если пешечный перевес на королевском? — 1 час

Раздел VIII. 8 признак – преимущество двух слонов - 11 часов, в т.ч.

  • Эндшпиль с двумя слонами должен выигрываться в 8 случаях из 10! — 1 час

  • Два слона. Общие 10 рекомендаций — 2 часа

  • Два слона при свободном центре в миттельшпиле. Жертва пешки в дебюте ради двух слонов при открытом центре. Партия Болеславский — Макагонов — 1 час

  • Сила двух слонов в миттельшпиле при ослабленном короле. Партия Кори- Томашевский — 1 час

  • Сила двух слонов в миттельшпиле при ослабленном короле. Партия Эйве — Керес — 1 час

  • Два слона в позднем миттельшпиле при ферзях. Надвижение крайних пешек. Партия Фудерер- Айткен — 1 час

  • Два слона в эндшпиле при открытом центре. Два окончания Стейница — 1 час

  • Два слона в эндшпиле. По 2 и более пешки в центре у противников. Игра при закрытом центре. Партия Штайф — Тарраш — 1 час

  • Два слона в эндшпиле. Центр полуоткрыт, пешки фиксированы. Партия Кочнев — Власов — 1 час

  • Проходная в эндшпиле поддержанная двумя слонами. Партии Ивкова и Щербакова — 1 час

Скачать полную программу 6-го года обучения с детализацией по месяцам тренировок можно ЗДЕСЬ.

По окончанию учебного года на каждого ученика составляется краткая характеристика и с учётом индивидуальных особенностей учащегося даётся задание на лето.

6-й год — рубикон в программе подготовки шахматистов. Это переход во взрослые и по-настоящему спортивные шахматы.

Темы, которые рассматриваются на протяжении этого учебного года, сложны и рассчитаны на немалый игровой опыт тренируемого.
Ожидается, что ученик развивал в предыдущие годы внимательность, тактическую смекалку, счет, наладил дисциплину мышления и самостоятельную работу дома.

Если в этих вопросах ему можно поставить минимум «4-ку», то 6-й год будет для него прорывной. Он получит ответы на многие вопросы, которые возникали в его партиях против более опытных и сильных соперников. Его не покидало ощущение, что те, кто играют сильнее, имеют личные секреты, а тренер что-то недоговаривает.

Если все происходит именно так, то 6-й и 7-й год принесут ученику прорывной результат. Он выйдет на соревнования существенно более вооруженным. После 7-го года обучения возможно получение высокого рейтинга. Игрок начинает понимать все в мелочах при чтении книг или видео-обзоров, рассчитанных на продвинутых шахматистов.

Поэтому дорога в 6-й год лежит только через обучение на 5-м году и через положительное тестирование по итогам 5-го года обучения.

По окончанию учебного года на каждого ученика составляется краткая характеристика и с учётом индивидуальных особенностей учащегося даётся задание на лето.

Ученик, завершивший 6-ой учебный год:

  1. Совершенно ясно представляет теорию Стейница.

  2. Получил ответы на все вопросы касающиеся позиционной игры.

  3. Получал много заданий и вопросов о позиционной игре от тренера.

  4. Внедрил все принципы Стейница в свои партии и сделал эту теорию опорой в выборе краткосрочной или долгосрочной стратегии.

  5. Имеет представление о сложностях практического применения теории Стейница при конкуренции разных принципов в конкретном моменте в партии.

  6. Имеет представление, что Теория Стейница не сработает без цепкой и аккуратной игры, которую ставили предыдущие годы.

  7. Способен сделать первые пробные анализы своих партий в письменном виде «для прессы».

  8. Переходит на ежедневную работу с шахматной литературой.